Одним из главных направлений финансовых затрат на предприятии являются расходы на заправку топлива автотранспорта и спецтехники. Часто статья расходов транспортной компании или агрофирмы на горючее составляет 30-50% от общего объема. Поскольку на предприятии оборот дизтоплива или бензина достаточно большой, то работники думают что от хищение нескольких литров предприятие «не обеднеет». Учитывая постоянное повышение цен на нефтепродукты, водители транспортных средств пытаются таким образом получить дополнительный доход к зарплате.
Как видим горючее часто является предметом различных махинаций и злоупотреблений работниками предприятия. Наличие таких ситуаций создает приоритетную задачу для компании по четкому контролю использования топлива.
Актуальна задача применения системы контроля расхода топлива на каждом этапе деятельности предприятия: заливка в резервуар мини АЗС, заправка транспортных средств, расход для каждого транспорта и т. д.
Потребность и важность контроля и учета расхода топлива
Система мониторинга расхода нефтепродуктов обеспечивает невозможность хищения дизтоплива на складе, на АЗС или с транспортного средства.
Благодаря внедрению такой системы можно наблюдать за работой транспорта и сделать невозможным простое или нецелевое его использование. Это позволит осуществлять оплату труда водителя исключительно по времени работы и установить нормы расхода дизеля или бензина для каждого транспорта.
Подытоживая вышесказанное можно сделать выводы, что наличие системы учета расхода горючего транспортных средств или спецтехники предприятия позволяет решить комплекс задач:
- контроль времени работы техники и режима его эксплуатации;
- установление точных расхода топлива;
- исключение хищения нефтепродуктов.
Основные методы учета топлива на предприятиях
Методы учета объема топлива, поступившего на склад предприятия
Для осуществления учета нефтепродуктов при поступлении на склад ГСМ предприятия могут применяться методы, требующие использования:
- весов;
- уровнемера в резервуаре;
- счетчика проточного типа.
- Метод применения весов состоит в двойном взвешивании автоцистерны с ГСМ до и после отгрузки. Определенная разница в весе покажет объем отгруженных нефтепродуктов. Применение этого способа имеет недостаток, поскольку полученный вес следует переводить в литры, что приводит к погрешности учета. Также затрачивается дополнительное время на взвешивание автоцистерны.
- Применение уровнемера в резервуарах позволяет с высокой точностью определять уровень горючего до и после отгрузки, а также видеть текущий уровень и объем жидкости. Отсутствие использования дополнительных устройств или затрат времени является преимуществом этого метода, ведь измерение происходит автоматически с минимальной погрешностью до 1%.
- Применяя счетчик проточного типа для учета отгруженных нефтепродуктов можно увидеть их реальный объем. Достоинствами этого способа является возможность остановить процесс при достижении конкретного объема и наличие минимальной погрешности до 1%.
- Применение всех способов может производиться с интеграцией современных электронных систем измерения для автоматической отправки отчетов в бухгалтерию, что позволяет минимизировать участие работников в этом процессе.
Однако, на большинстве предприятий применяют комбинированный метод, используя и уровнемер, и счетчик, позволяющий осуществлять учет с высокой точностью и избежать махинаций с горючим.
Читайте подробней об основных методах измерения топлива в резервуарах для нефти и нефтепродуктов.
Методы фиксации и контроля при выдаче горючего на технику
Важной задачей на предприятии является выбор эффективного метода контроля выданных ГСМ, поскольку от этого зависит не только точность учета, а также планово-финансовая деятельность.
На сегодня на предприятиях выдача горюче-смазочных материалов происходит по ведомостям, талонам или смарт-картам. Детальней про электронные способы заправки.
Для отпуска нефтепродуктов по ведомостям должна фиксироваться их марка и объем. Такая ведомость подписывается оператором АЗС и водителем транспортного средства. Дополнительно марка и объем горючего прописывается в путевых листах водителя. Учитывая полученные ведомости, бухгалтерия выписывает сводные ведомостям-счета по каждому виду ГСМ, указывая их суммарную стоимость. Недостатком этого способа является сложная организация передачи данных об учете ГСМ от оператора АЗС в бухгалтерию.
Отпуск горючего по талонам часто применяют фирмы, не имеющие собственной заправочной станции. Для организации выдачи нефтепродуктов по талонам предприятие подписывает договор с сетью АЗС. В соответствии с этим договором АЗС выдает специальные документы с указанием на них марки и объема топлива, которые называются талонами. Этот метод выгоден преимущественно транспортным компаниям, осуществляющим заправку в различных регионах страны. Однако для большинства фирм экономически выгоднее иметь собственную АЗС.
Наличие собственной заправочной станции с современными топливораздаточными колонками позволяет осуществлять выдачу ГСМ и вести учет в электронной системе по специальным смарт-картам.
На таких заправочных колонках установлен блок управления, который после идентификации водителя выдает горючее на машину в пределах зафиксированного за ним лимита. Одновременно фиксируются все данные заправки и передаются в систему бухгалтерии 1С на формирование соответствующих отчетов.
Методы мониторинга затрат топлива на транспорте
Для получения точной информации о расходе горючего на транспорте используют несколько методов:
- считывание информации по CAN-шине;
- контроль уровня в баке;
- замеры израсходованного двигателем горючего.
Метод считывания информации с CAN-шины реализуют с применением дополнительного модуля, который подключают к бортовому компьютеру транспортного средства. Это позволяет видеть не только объем израсходованного горючего, но и режим работы двигателя, что позволяет оценить манеру управления транспортом. Погрешность измерения этого метода в отдельных случаях может достигать 30%.
Наличие датчиков измерения уровня топлива в баке позволяет получать информацию об объеме и количестве заправок, а также изменении уровня жидкости за определенный промежуток времени. Данный способ нельзя считать полноценным, поскольку он не показывает расход дизтоплива или бензина двигателем. Поэтому параллельно с этим способов рекомендуют использовать проточные счетчики.
Метод применения проточных счетчиков в топливной системе автотранспорта позволяет фиксировать фактический объем израсходованного горючего.
Использование двух последних методов обеспечивает комплексный и высокоточный мониторинг расхода топлива на транспорте.
Выводы
На сегодняшний день качественный мониторинг оборота нефтепродуктов является важной составляющей в общей системе менеджмента предприятия, позволяющей значительно повысить эффективность управления финансами.
Задачи относительно качественного мониторинга и учета горюче-смазочных материалов могут успешно решаться с применением комбинаций вышеприведенных методов. Однако следует учитывать особенности работы предприятия и имеющейся на нем спецтехники, чтобы минимизировать затраты на внедрение современных систем учета.