При выборе нового автомобиля, многие обращают внимание на такую его техническую характеристику, как расход топлива. Это вполне объяснимо, учитывая регулярное удорожание последнего. Если машина приобретается не для воскресных поездок в ближайший торговый центр, а для интенсивной ежедневной эксплуатации, траты на бензин впишутся в ваш бюджет заметной строкой.
При этом все заявленные производителем показатели приведены для идеальных обстоятельств – отличных дорог, свободного дорожного трафика, теплой погоды и одного водителя в салоне. В реальных же условиях эти цифры меняются в сторону увеличения. Причины, влияющие на это, носят как объективный, так и субъективный характер.
Объективные причины
Из независящих от нас факторов, прямо влияющих на количество потребляемого транспортным средством топлива, выделим дорожные и погодные условия. К первым относятся как состояние дорожного покрытия, так и плотность движения в городском или смешанном режимах передвижения. Преодоление грязи или снежного покрова высотой в несколько сантиметров требует дополнительных усилий двигателя, автоматически увеличивая потребление топлива.
Жителям крупных городов хорошо знакома такая картина. Расстояние, на которое в вечернее время или выходной день тратится минут 15-20, в часы пик занимает около часа, а то и больше. Все это время мотор работает, расходуя горючее в режиме моточасов. Да и само передвижение с постоянным чередованием педалей газа и тормоза является энергозатратным.
Влияние погодных условий особенно заметно в то время, когда на улице устанавливаются высокие или низкие температуры, требующие включения климатических установок. Отопитель и кондиционер оказывают дополнительную нагрузку на бортовую сеть, отбирая на себя часть вырабатываемой двигателем мощности. А ее восстановление происходит как раз за счет увеличения потребления топлива.
Сравнение данных из различных источников показывает, что регулярное пользование кондиционером примерно на 15% повышает «аппетит» двигателя. Зима же вообще «окружает» нас со всех сторон – либо трать время и топливо на 5-10 минут прогрева мотора, либо сжигай лишние 10-15% на непрогретом движке.
К объективным факторам перерасхода отнесем еще один нюанс, наверняка знакомый не всем. Оказывается, автомобиль, только сошедший с конвейера или перенесший капитальный ремонт мотора, поглощает на 10% топлива больше, чем уже проехавший тысячи километров. Это будет длиться до тех пор, пока детали подвижных узлов не притрутся между собой до оптимального рабочего состояния.
В этой части также стоит упомянуть дополнительный отбор мощности ДВС осветительными приборами. Зимой мы чаще посещаем автозаправки не только из-за работающей «печки», но и в связи с коротким световым днем, вынуждающим больше времени держать фарами включенными.
Серьезно влияет на экономичность двигателя загруженность легкового авто. Если вам предстоит постоянно перевозить большое количество пассажиров или багажа, будьте готовы, что затраты на топливо возрастут на четверть от прогнозируемых. Ускоренному опустошению бака способствует и езда на некачественном топливе. Поэтому старайтесь избегать случайных заправок с ценником, заметно отличающимся от среднерыночного.
Факторы, влияние которых можно устранить
Условий, влияющих на расход топлива легкового автомобиля и прямо зависящих от управляющего им человека, набирается немало. Для начала отметим неисправности отдельных узлов и механизмов. Они возникают помимо воли водителя, но легко устраняются путем диагностики с последующей регулировкой, ремонтом или заменой.
Среди таких неполадок преобладает нарушение работы компонентов, связанных с электронным блоком управления. Неисправные датчики уровня кислорода, температуры или сенсор дроссельной заслонки, передавая некорректные данные на ЭБУ, вынуждают его подавать инжекторам излишнее количество бензина. Если расход топлива заметно возрос при обычных условиях эксплуатации автомобиля, есть повод заехать на СТО и продиагностировать работу электронной начинки.
Факторы, влияние которых можно предотвратить
Теперь о том, как излишнего расхода топлива можно избежать заблаговременно. В первую очередь, это соблюдение рекомендаций производителя, внимательное отношение к техническому состоянию и обслуживанию транспортного средства. Иначе каждая неучтенная «мелочь» выльется в напрасно потраченные средства.
Начнем с того, что важное значение играет своевременное техническое обслуживание. Важнейшую роль в топливной экономичности играет воздушный фильтр. Забитый пылью, фильтрующий элемент препятствует попаданию в камеру сгорания нужного количества воздуха, и ЭБУ восполняет объем топливно-воздушной смеси дополнительной порцией горючего. Переобогащенная смесь аукнется не только дополнительными тратами на топливо, но и преждевременными проблемами с двигателем.
Сократить расходы на заправку поможет контроль над ходовой частью. Около 5% к показателю литр/километр добавляет недостаточное давление в шинах, равно как и установка колес с чрезмерной шириной профиля. Подобным же образом влияет и неправильная регулировка углов развала и схождения колес. Дополнительное аэродинамическое сопротивление вызывает увеличенный клиренс, полученный установкой всевозможных проставок.
Ударить по карману автовладельца может и стремление к комфортному передвижению. Про кондиционер было сказано выше, но иногда достаточно даже опущенных стекол. При скорости свыше 50 км/ч, врывающиеся в салон потоки воздуха сокращают экономичность авто в среднем на 4%. Немногим меньшие цифры, возрастающие с установкой дополнительных акустических систем, дает увлечение громкой музыкой.
А теперь о самом любопытном факте. Более, чем на половину (!), может увеличиться расход топлива у приверженцев агрессивного стиля вождения. Старайтесь избегать повышенных оборотов на низших передачах, чередующихся резких нажатий на педали газа и тормоза, резких перестроений между полосами движения. Тем самым, вы только выиграете – и в плане расходов, и в плане безопасности. Собственной и окружающих вас людей.
По процентному соотношению и рейтингу влияние факторов можно распределить так:
1 место | 60% манера езды на автомобиле |
2 место | 15% использование кондиционера |
3 место | 12% езда на непрогретом двигателе |
4 место | 5% езда при включенных фарах |
5 место | 4% пониженное давление в шинах или широкие шины |
6 место | 4% открытые стекла при скорости выше 50 км/ч |