Фильтры для дизельного топливаСрок эксплуатации дизельного двигателя внутреннего сгорания (ДВС) во многом определяется качеством используемого топлива. Горючее даже высокой степени очистки может содержать вредные примеси, сотые доли которых ускорят выход узлов топливной системы из строя. Для минимизации ущерба, наносимого транспортному средству загрязненной соляркой, применяют разнообразные топливные фильтры (ТФ).

Зачем дизельным двигателям фильтр?

Компоненты топливного насоса высокого давления (ТНВД), нагнетающие давление в форсунке, имеют зазоры до сотых долей миллиметра. Попадание между ними частиц, близких по габаритам к этим величинам, нарушает работоспособность агрегата. Твердые примеси в солярке (частицы пыли, крупицы песка, парафинов, серы, краски или ржавчины) нарушают функционирование ДВС.

Последствия сжигания неочищенного горючего:

  • неэффективное сгорание или повышенный расход ДТ из-за неравномерности распыления вследствие загрязнения форсунки;
  • затрудненный запуск двигателя, особенно при низких температурах;
  • падение мощности мотора;
  • ускоренный выход узлов топливной системы из строя.

Эффективную и продолжительную работу ДВС гарантируют качественное удаление примесей и своевременная замена разработанного в соответствии с требованиями ТНВД фильтра. Он устанавливается между топливным баком и насосом высокого давления, который подает дизтопливо к форсунке, после выработки ресурса – заменяется на новый.

Как устроен фильтр?

ТФ состоит из корпуса, входящего, выходящего штуцеров и фильтрующего элемента или нескольких. Оболочки бывают разборными и монолитными, могут состоять из: крышки, уплотнителя или прокладки, прижимной пружины, на её дне может находиться клапан для удаления загрязнений.

  1. Фильтр начальной очистки – это мелкоячеистая сеточка (обычно металлическая), которая устанавливается на горловину бака.
  2. Вторая ступень – сеточка на выходе из бака – не пропускает загрязнители в топливную систему.
  3. Третий – фильтр грубой очистки – представлен сеткой-отражателем с прокладкой, изготовленной преимущественно из паронита. Благодаря герметичной конструкции он не пропускает загрязненную жидкость во внутреннюю магистраль.

Фильтр тонкой очистки – бесконечный спиральный V-образный бумажный элемент, имеющий микроскопические отверстия диаметром 2 – 6 мкм.

Второй и третий образцы на технике с маломощными силовыми агрегатами могут отсутствовать.

В устройство ТФ могут входить:

  • Нагреватель или система подогрева дизтоплива – облегчит запуск мотора при отрицательной температуре.
  • Сепаратор или мембрана для сбора воды.

Модели с мембраной имеют чашеобразный низ для сбора воды, часто – датчик ее уровня, которые дополнительно защищают узлы ТНВД от перегрева и преждевременного износа, ведь насосы используют горючее как смазку.

Основные типы дизельных фильтров

ТФ разделяют по степени удаления твердых примесей из горючего, типу корпуса, исполнению. По строению они бывают:

  • Одноступенчатыми.
  • Многоступенчатыми – высокоэффективные, минимум с двумя ступенями фильтрации.
  • Параллельными – отличаются большой активной площадью.

Фильтрующие элементы помещаются в полимерные (пластиковые) или металлические корпуса. Их корпуса бывают неразборными – одноразовые или разборными – предусматривают замену изношенного компонента.

По типу исполнения бывают вставными, картриджными – стакан с заменяемым расходным элементом и накручиваемыми – внедряется в топливную систему благодаря резьбовому соединению. Имеют крышку с прямым или угловым фланцем.

В дизельных двигателях могут устанавливать фильтры четырёх типов очистки:

  • Предварительной – сетка в топливозаправочной горловине – исключает попадание крупных частиц внутрь неё во время заправки.
  • Начальной – сеточка, предотвращающая проникновение загрязнений во внутреннюю топливную магистраль.
  • Грубой – мелкоячеистая сетка для защиты ТНВД от крупных частиц краски, песчинок, ржавчины.
  • Тонкой очистки – защищает форсунку и насос от мельчайших включений.

Загрязнения при прохождении сквозь ТФ остаются в нём, поэтому его нужно периодически менять, обычно после определённого пробега. Частота замены указана в инструкции по эксплуатации силового агрегата.

Сельскохозяйственные и грузовые транспортные средства с маломощными моторами оснащены бачками с подачей дизтоплива самотеком – соляра движется к насосу высокого давления под действием силы тяжести. При низких температурах и малой разнице в высоте между баком и фильтром возможно прекращение подачи дизеля вследствие забивания отверстий бумажного компонента частицами парафина. Для исключения такой ситуации нужно вовремя переходить на зимнее горючее – с увеличенной текучестью, добавки которого предотвращают рост кристаллов парафина.

На что обратить внимание в процессе выбора фильтра для ДТ

При покупке фильтра для дизтоплива учитывают конструкционные особенности силового агрегата транспортного средства. Обращайте внимание на:

  • Пропускная способность, степень фильтрования – должны соответствовать параметрам оригинала.
  • Качеству бумаги – в дешевых экземплярах ворсинки могут отделяться и попадать внутрь насоса высокого давления.
  • Плотность намотки – экономия производителя на материале может снизить качество удаления примесей.
  • Тип отсева: средний, номинальный, абсолютный.

Часто для покупки фильтра достаточно назвать марку автомобиля или тип установленного в транспортном средстве двигателя.

Рекомендуем покупать оригинальные расходные материалы – с серийным номером на упаковке.