Измерение топлива в резервуарахДля эффективной деятельности большинство предприятий имеют собственные минизаправочные станции для заправки автотранспорта или спецтехники. Важной задачей, которая возникает в условиях постоянного использования и хранения нефтепродуктов, является мониторинг их уровня в резервуаре заправочной станции. Для решения такой задачи разработаны уровнемеры.

Современный уровнемер для бензина, дизельного топлива, масла и других нефтепродуктов должен обеспечивать высокую точность измерения. Наблюдение должны осуществляться постоянно для понимания динамики расхода нефтепродуктов в течение дня, месяца, года, что обеспечит своевременное их пополнение. Также это позволит планировать финансовые затраты на закупку горюче-смазочных материалов на предприятии, например для выполнения определенных видов сезонных работ аграрными компаниями.

О современных методах контроля и учета расхода топлива на предприятиях читайте здесь.

Методы ручного измерения уровня горючего в резервуарах

Известные на сегодняшний день методы ручного измерения уровня топлива в резервуарах по сути являются простейшими в применении. Принцип их работы основан на контакте измерительного прибора с поверхностью топлива.

Этот метод можно использовать и с определенной точностью устанавливать уровень топлива. Для реализации способа ручного контроля применяют специальную измерительную рулетку, лента которой изготовлена из нержавеющей стали с градуировкой шкалы в миллиметрах или дюймах. К концу ленты прикреплен груз. Такую рулетку с тяжестью можно использовать как для измерения незаполненного пространства (расстояние от поверхности горючего до контрольной метки резервуара), так и для измерения конкретного уровня жидкости. Таким образом, измерив рулеткой с тяжестью расстояние от верхней контрольной метки до поверхности топлива и отняв ее от общей высоты, получим текущий расчет уровня жидкости.

Ручной контроль «незаполненного пространства» цистерны осуществляется в случаях, когда жидкость имеет окрас, например нефть или мазут. А вот для бензина или дизтоплива осуществляют погружение ленты рулетки с тяжестью во всю глубину резервуара. В этом случае для измерения используют специальную индикаторную пасту, позволяющую зафиксировать уровень поверхности горючего.

Для получения точных результатов измерительная рулетка с грузом должна пройти поверку на соответствие техническим требованиям, предъявляемым к измерительным приборам в соответствии с техническими стандартами. Одним из преимуществ таких устройств является простота конструкции и относительно низкая стоимость. Кроме этого применение механических уровемеров для ручного метода измерения не требует питания от электросети в отличие от применения автоматических электронных систем.

Недостатком ручного метода контроля являются затраты времени на регулярные замеры для мониторинга остатка нефтепродуктов в цистерне с целью понимания когда он станет критическим, чтобы вовремя наполнить цистерну.

Методы автоматического измерения уровня горючего в резервуарах

Применение методов автоматического контроля уровня топлива в резервуарах предполагает использование современных уровнемеров, которые по принципу работы бывают:

  • поплавочные;
  • сервоуровневые;
  • радарные (микроволновые).
  1. Поплавковый уровнемер состоит из поплавка размещенного внутри емкости с жидкостью, который соединен с пружинным механизмом и механической шкалой с помощью металлической ленты, перемещающейся по шкивам. В результате изменения остатка жидкости поплавок, находящийся на поверхности, поднимается или опускается изменяя полученные значения на шкале. Преимуществом устройства является отсутствие питания от энергоносителей, а недостатком отсутствие электронной системы фиксирования результатов и невысокой точностью замеров.
  2. Сервоуровневые уровнемеры вместо поплавка имеют специальный буек, который подвешивается на шнурке присоединенном к основному блоку устройства размещенного на крышке резервуара. Взвешивающая система основного блока устройства чувствительна к изменению натяжения шнурка, поэтому сразу же передает сигнал на электродвигатель который обеспечивает перемещение буйка вверх или вниз. Сервоуровневые уровнемеры по сравнению с поплавковыми имеют более высокую точность замеров, однако требуют регулярного технического обслуживания.
  3. Радарные уровнемеры – это самые современные приборы для автоматического измерения уровня жидкости в емкостях. Так называемые микроволновые уровнемеры подают импульсный сигнал, прием которого осуществляется в период между исходными импульсами. Устройство рассчитывает длительность прямого и обратного сигналов и определяет расстояние поверхности жидкости. Преимущество таких приборов – высокая надежность. По сравнению с сервоуровневыми микроволновые уровнемеры не требуют регулярных поверок и технического обслуживания. Такие устройства могут эффективно работать около 30 лет. Благодаря этим преимуществам все чаще радарные приборы приходят на замену поплавковым и сервоуровневым.

Современные автоматические уровнемеры осуществляют контроль уровня подтоварной воды и важных показателей горючего в емкости:

  • текущий остаток;
  • объем дозаливки;
  • использованный объем;
  • плотность;
  • температуру.

Выбор нужного метода измерения

Для того чтобы выбрать тот или иной способ контроля уровня нефтепродуктов, в первую очередь следует исходить из особенностей работы Вашего предприятия и техники, которую приходится обслуживать. Нужно применять индивидуальный подход, ведь для предприятия, имеющего собственную АЗС с резервуаром на 20 м. куб. вряд ли будет эффективно использовать ручной способ измерения. Здесь лучше обратить внимание на автоматические уровнемеры, обладающие рядом важных функций:

  • постоянный мониторинг остатка жидкости и передача всех данных в режиме онлайн;
  • фиксации любого изменения уровня жидкости (фиксируется вся история заправок);
  • контроль минимального остатка жидкости для своевременного заказа новой партии и определения объема необходимого заказа;
  • автоматическое формирование отчетов учета горючего и передача их на ПК.

На сегодняшний день важно не только эффективное функционирование системы мониторинга остатка топлива, но и возможность ее интегрирования в организационную и экономическую сферы деятельности предприятия.